НЕ ПОНИМАЕТ, ЧТО ЧИТАЕТ
Дислексия характерна тем что при чтении сначала происходит опознание букв, затем при втором туре буквы складываются в звуки и слова и только после этого попытка вникнуть в смысл прочитанного.
В современном мире каждый 10 ребенок
является дислексиком, а это значит , что на каждый класс в школе в среднем 2-3 дислексика.
К сожалению, обще- образовательная обычная школа не может обеспечить даже педагогическим коллективам нейропсихологическую консультативную поддержку, для подготовки школьных учителей для работы в актуальных условиях новой реальности. поэтому чаще всего вот эти 2-3 ребенка в каждом классе получают ярлык отстающего.
ДИСЛЕКСИЯ
Это частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в
многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением,
при сохранном слухе, зрении, интеллекте и регулярном обучении.
Нарушение правильности чтения проявляется в большом количестве различных
1. Ошибки угадывающего чтения;
2. Ошибки в чтении окончаний;
3. Смешение букв, обозначающих звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство;
4. Перестановка букв и слогов; Пропуски и добавления букв;
6. Неправильная постановка ударения;
7. Аграмматизмы; Смешение оптически сходных букв;
8. Повторы букв, слогов, слов
Трудности в формировании навыка чтения могут быть вызваны причинами
различного характера:
1) нарушениями пространственных представлений, пространственной ориентировки;
2) нарушением зрительно-моторной координации;
3) нарушением моторики, графо-моторных навыков;
4) нарушением зрительного, слухового, фонематического восприятия;
5) нарушением произвольного внимания;
б) нарушением памяти, снижением слухоречевой памяти;
7) речевыми нарушениями (нарушениями звукопроизношения, лексико- грамматического строя речи, связной речи, бедностью словарного запаса);
Программа интегрированных занятий учителя-логопеда и нейропсихолога включает в себя глазодвигательные упражнения, формирование зрительного, тактильного и фонематического восприятия, формирование квазипространственных представлений, формирование зрительной памяти, чтение слоговых таблиц и рассказов, чтение с рамкой, составление рассказов, работа с деформированными предложениями и текстами.
При глазодвигательных упражнениях происходит расширение пространства зрительного восприятия.
Фopмиpoвaниe восприятия. Для формирования навыка чтения, прежде всего, необходима сохранность четких зрительных образов букв и умение соотносить оптические представления буквы с их акустической и речедвигательной характеристиками. Методики и упражнения данного раздела направлены, прежде всего, на создание условий для активного обогащения и дифференцированного оптического восприятия букв.
Формирование логико-грамматических( квазипространственных ) представлений связано но с использованием разных систем ориентации в пространстве (видимом и воображаемом). Детям предлагается работа над вербальным анализом «целостного» представления о пространстве, над возможностью четкого анализа как его координатных характеристик (верх, низ, впереди, сзади, cпpaва, слева), так и метрических его характеристики к (выше чем, ниже чем, дальше чем, левее чем и т.п.).
Формирование зрительной памяти. Память обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков, умений и их последующего использования. Coxpaнение опыта создает возможность для обучения ребенка и развития его психики.
Чтение. Одной из важнейших задач начальной школы является формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования. Чтение как вид
деятельности можно представить процессом декодирования, то есть воссоздания звукового облика слова по его графической модели. Этот процесс состоит из серии отдельных операций:
1) опознание буквы в её связи с фонемой (звукобуквенные связи);
2) слияние нескольких букв в слог (слогослияние);
3) слияние нескольких слогов в слово;
4) интеграция (объединение) нескольких прочитанных слов в законченную фразу или высказывание;
В процессе чтения можно выделить две стороны: техническую (соотнесение зрительного образа написанного слова с его произношением) и смысловую, которая является основной целью процесса.
ПРОФИЛАКТИКА ДИСЛЕКСИИ
На видео фрагмент занятий в Нейрошколе с использованием нейротренажеров для усиления концентрации внимания. Дислексия встречается у многих гениальных людей.
Вместе с тем в школьном возраста это проблема, ведь все задания и тесты надо прочитать.
Занятия с нейропсихологом
и логопедом помогают улучшить скорость читать, уменьшить при чтении количество ошибок. За счёт комплексных занятий улучшается зрительное восприятие текстовой информации, развиваются лобные отделы головного мозга.
Проконсультироваться
С руководителем центра нейропсихологии, нейропсихологом Александром Валерьевичем Курицыным