top of page
little-girl-looks-her-teddy-bear-child-with-favorite-toy-blurred-background-copy-space.jpg

НЕУКЛЮЖИЙ

Развитие межполушарного взаимодействия сейчас является темой, набирающей все большую популярность. Появляются разнообразные новые пособия для развития межполушарных связей у детей: специальные прописи, альбомы, межполушарные доски и т.д.

Давайте разберемся вместе, что же стоит за таким сложным понятием? 

ЗАДЕРЖКА МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ

Межполушарное взаимодействие (МПВ) – особый механизм объединения работы правого и левого полушарий в единую целостно работающую систему.  Высшие психические функции человека (мышление, память, речь, восприятие, внимание) могут оптимальным образом работать  только при слаженной работе обоих полушарий головного мозга. Взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов, координацию работы мозга и передачу информации из одного полушария в другое.

На развитие межполушарного взаимодействия оказывают влияние заданные генетические программы, также огромное значение имеют факторы окружающей среды, влияющие на становление межполушарных связей и на развитие мозга в целом: гипоксии во время беременности и родов, интоксикации, инфекции, родовые травмы, внутричерепное давление, общий наркоз, черепно-мозговые травмы, длительный стресс, развитие ребенка в режиме общей гиподинамии, сенсорной депривации и т. д. 

С какими сложностями чаще всего сталкиваются дети и как звучит запрос родителей при несформированность межполушарного взаимодействия: плохая память, неловкость движений, сложности в определении ведущей руки, трудности в обучении (письмо, устная речь, счет), отсутствие познавательной мотивации, зеркальное написание букв и цифр. Любой запрос родителей требует детального изучения и обязательного проведения нейропсихологического обследования перед началом нейрокоррекционных занятий!

Синдром функциональной несформированности межполушарного взаимодействия по А.В. Семенович включает такие основные симптомы как:

- несформированность координации рук и конвергенции глаз;

- левостороннее игнорирование пространства;

- обилие реверсий, зеркальность, восприятие перцептивного поля происходит справа налево, вычитание из нижнего числа верхнего;

- латеральные отличия при выполнении одного и того же задания правой и левой рукой (рисунок, копирование, конструирование, письмо и т.д.);

- трудности номинативной функции речи (связь образа (правое полушарие) и соответствующего ему слова (левое полушарие) - не закреплены);

- “краевые” эффекты памяти (воспроизведение первых и последних эталонов, середина забывается);

- использование различных стратегий решения когнитивных задач;

- амбилатеральность (несформированность) в отношении ведущей руки, ноги, уха, глаза;

- в мышлении также наблюдается двойственность (то обобщение, то латентные признаки); 

- опосредование зрительного материала (словесная маркировка трудно вербализуемых фигур);

- эмоциональные расстройства (совместно с синдромом несформированности правого полушария, Горячева Т.Г. и Султанова А.С.): сниженный фон настроения, склонность к аффективным вспышкам, повышенная тревожность, раздражительность, гиперчувствительность к интонации речи.

Взаимодействие полушарий головного мозга обеспечивается коммисурами (спайками), которые начинают формироваться еще в утробе матери (на 3-5 месяце беременности), но их активное включение происходит после рождения ребенка. Выделим 3 основных этапа формирования МПВ:

Мозговые связи обоих полушарий подкоркового уровня: мозговые спайки ствола, гипоталамо-диэнцефальной области и базальных ядер (от внутриутробного периода до 2-3 лет), благодаря которым организуются сенсомоторные координации:
- горизонтальные (например, конвергенция глаз, взаимодействие конечностей и тд) и вертикальные (например, глаза – речевой аппарат, речевой аппарат – руки и тд);
- синергические (однонаправленные/одновременные) и реципрокные (разнонаправленные/одновременные);

Гиппокампова комиссура (от 3 до 7-8 лет), реализующая фундаментальные процессы памяти и эмоционально-потребностной сферы, автоматизируется доминантность по руке и речи, упрочиваются навыки по получению, переработке и хранению, обобщению информации от всех сенсорных систем,  закрепляются разнообразные познавательные навыки и умения;​

Развитие Мозолистого тела – главной для человека мозговой комиссуры (от 7 до 12 лет, а по некоторым данным до 25 лет), обеспечивающего межфронтальные взаимодействия (между лобными отделами правого и левого полушарий), а также в контроле над уже достигнутыми связями в ходе развития системами МВП. Ребенок учится выстраивать свои собственные программы поведения, основываясь на симультанном видении ситуации (за это отвечает правое полушарие) и детальным анализом (левое полушарие), ставить перед собой цели, контролировать их и менять по мере необходимости в зависимости от меняющейся ситуации. Это позволяет в каждый момент времени использовать ту стратегию, которая наиболее адекватна ситуации. 

ПРОФИЛАКТИКА ЗАДЕРЖКИ МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ

Проблема современных детей - недостаточное физическое развитие ребенка, гиподинамия. Движение это жизнь! На видео ребенок пересказывает таблицу умножения, стоя не специальном тренажере-балансире.

 

Таким образом он легче запоминает ее,  и при этом тренирует мозжечок, отвечающий за равновесие.

Мозжечковая стимуляция позволяет лучше контролировать свое тело, к тому же придавая в мозг  дополнительно до 20-30% энергии. Уроки проходят интереснее, когда надо и равновесие удержать, и мяч поймать, и говорить...

ЗАПИСЬ ДЕТЕЙ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ

Проконсультироваться

С руководителем центра нейропсихологии, нейропсихологом Александром Валерьевичем Курицыным

detirosta@yandex.ru
+7 925 606-26-24

bottom of page